Редактор отчетов
Отчеты, расчеты, обработки: деление это - весьма условное. Любой отчет - это алгоритм, любой алгоритм может завершаться выходной формой: либо по списку справочника, документа (ОСВ, Реестр платежей и т.д.), либо индивидуальной формой, заданной в виде шаблона (счет-квитанция, справка для субсидий и т.д.)
Редактор отчетов - это инструмент, который позволят описывать новые и править существующие отчеты. В "Редакторе отчетов" любой "Отчет / Расчет / Обработка" описывается следующими свойствами:
Свойства отчетов
- Наименование отчета - произвольное имя
- Основная таблица - это таблица информационной базы, для каждой записи которой будет выполнен алгоритм "в цикле". "Основная таблица" всегда д.б. задана, но в алгоритме "До цикла" можно выдать команду SetTable(Table), т.е. установить имя "Основной таблицы". Если имя "Основной таблицы" пусто, то алгоритм "в цикле" будет выполнен один раз без привязки к таблице информационной базы. “Таблица БД”, выбирается из информационной базы
- Вид - Отчет / Расчет. Это деление сделано для удобства, никаких отличий нет.
- Тип отчета:
- "Список" - на выходе получается таблица, колонки которой описаны на закладке "Колонки", каждая строка таблицы соответствует одной записи "Основной таблицы информационной базы". Если на закладке "Колонки" список пуст, то в результате выполнения данного расчета выходная таблица (отчет) сформирована не будет.
- "Шаблон" д.б. задан на закладке "Шаблон" в строке "Информация" и имеет формат *.rtf или *.rvf . На выходе для каждой записи "Основной таблицы информационной базы" получим заполненный шаблон, где реквизиты, описанные на закладке "Колонки", заменяются в исходном шаблоне соответствующими рассчитанными значениями.
- Режим выполнения:
- “Список/Цикл” - автоматически будет организован цикл по “Основная таблица БД” в соответствии с ключом выборки. Алгоритм “В цикле” будет выполняться для каждого элемента таблицы.
- “Текущий элемент” - Алгоритм “В цикле” будет выполняться для текущего элемента таблицы, без организации цикла.
- Форма диалога или “Форма отчета” - это оконная форма, которую можно править с помощью Редактора форм
- Закладка "Таблица" позволяет настроить вид таблицы, если "Тип отчета"="Список"
- Закладка "Шаблоны" позволяет указать шаблон для элемента отчета, если "Тип отчета"="Шаблон", или шаблон итогового листа отчета. Первоначально любой шаблон надо занести в Список шаблонов.
- Параметры отчета - это список полей, которые будут запрошены при выполнении отчета, где имя параметра в алгоритме можно использовать как переменную. Параметры выполнения отчета удобнее задать на “Форме отчета”. Это скорее как дополнительная возможность и для совместимости с предыдущей версией программы.
- Алгоритм:
- "Процедуры" - процедурный файл для конкретного отчета
- "До цикла" - действия, которые необходимо выполнить один раз. Например, инициализация переменных, создание выходного файла…
- "В цикле" - расчет для одного элемента "Основной таблицы БД"
- "После цикла" - расчет выполняется один раз после завершения цикла
- Условия выборки: если условие выполнено, то выводим данные текущей записи в списочную форму или в шаблон в зависимости от “Типа отчета”. Если условие не выполнено, то в отчет не выводим и переходим к следующему элементу таблицы БД.
- Колонки отчета: если “Тип отчета”=“Список”, то это описание колонок таблицы отчета. Если “Тип отчета”=“ Шаблон ”, то это описание полей шаблона, которые надо заменить на рассчитанные значения. Если раздел Колонки пуст, то будет произведен расчет, описанный алгоритмом, но не будет итоговой отчетной формы. В частности, некоторые алгоритмы расчета не требуют обязательной отчетной формы.
- Наименование колонки/поля
- Тип: Цифровой/Символьный/Дата/Логический/Гипертекст
- Ширина в символах, количество десятичных знаков для цифровых данных
- Что выводить: результат расчета/таблицу номер/штрих-код номер. Программа позволяет описывать любые штрих- коды, соответственно, здесь необходимо указать порядковый номер штрих-кода, который будет выведен в документ.
- “Итоги” отчета: выполняется в конце, после цикла. Позволяет вывести на итоговый лист любые суммарные данные.
Для каждой колонки можно задать свойства:
Использование встроенного в программу интерпретатора позволяет реализовывать сколь угодно сложные расчеты.
Порядок выполнения отчета
Если “Режим выполнения”=”Список/Цикл”, то схема выполнения следующая:
- выполняем “До цикла”
- далее для каждого элемента “Таблица БД”:
- выполняем “В цикле” + проверяем “Условия выборки”
- если результат “Условия выборки” = OK, выводим результат расчета или в таблицу или в шаблон
- выполняем “После цикла”
- выводим “Итоги”
В большинстве случаем “Режим выполнения”=”Список/Цикл” позволяет просто добиться нужного результата, поскольку программа автоматически создает цикл для одного элемента “Таблицы БД” и автоматически показывает “Ход выполнения” отчета.
Но в некоторых случаях требуется более гибкий подход при работе с данными, когда цикл автоматически не создается. В этом случае цикл просмотра записей “Таблицы БД” надо создавать программно (функции Select или Query - запрос к базе + do while…enddo - сам цикл). Для этого есть “Режим выполнения”=” Текущий элемент ”. Здесь схема выполнения следующая:
- Выполняем алгоритм “1”
- выполняем один раз алгоритм “2” + проверяем “Условия выборки”
- если результат “Условия выборки” = OK, выводим результат расчета или в таблицу или в шаблон
- выполняем алгоритм “3”
- выводим “Итоги”
Формат вывода
Для вывода любого отчета можно использовать:
- Встроенный редактор гипертекстовых документов ( RVF - Rich View Format ), документ можно сохранить в форматах *.rtf, *.docx, *.xls(x), *.htm , *.html
- Excel (XLS - Format) - отчет сразу формируется в формате *.xls, причем для этого установленный Microsoft Excel не требуется. Открыть полученный отчет можно программой, которая назначена для расширения *.xls. В частности, помимо платной программы Microsoft Excel, для этого можно использовать:
- Microsoft Office Excel Viewer - бесплатная утилита от компании Microsoft
- OpenOffice.org - популярный бесплатный офисный пакет
- Universal Viewer Free - бесплатная программа для просмотра файлов в популярных форматах
Если отчет состоит из списка и итогового листа, то допускается комбинированный вариант формирование отчета: список - в Excel, итоговый лист - в Word. Или наоборот. Это возможно в том случае, если, например, установлен режим “Excel”, но шаблон итогового листа есть только в Word.